Деятельность опек – Что такое ОПЕК и чем занимается эта организация? | Справка | Вопрос-Ответ

Содержание

Что такое ОПЕК и чем занимается эта организация? | Справка | Вопрос-Ответ

ОПЕК (от англ. OPEC, The Organization of the Petroleum Exporting Countries) — это организация стран-экспортёров нефти.

Чем занимается организация?

ОПЕК координирует политику нефтедобычи и мировое ценообразование на сырьё.

Члены организации контролируют примерно две трети разведанных запасов нефти на планете, осуществляют 40 % мировой добычи.

Основные цели ОПЕК:

  • защита интересов стран-членов организации;
  • обеспечение стабильности цен на нефть и нефтепродукты;
  • гарантия регулярных поставок нефти другим странам;
  • обеспечение странам-членам организации стабильного дохода от продажи нефти;
  • определение стратегии добычи и продажи нефти.

Кто входит в ОПЕК?

В ОПЕК входят 12 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола. Россия, Мексика, Египет и Оман являются странами-наблюдателями при организации.

История создания

ОПЕК была создана на конференции в Багдаде 10–14 сентября 1960 года. Инициатором создания выступила Венесуэла. Первоначально в ОПЕК входили Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Венесуэла и Кувейт.

Позднее, в разные годы, в эту организацию вошли ещё девять стран.

Катар (1961 год),

Индонезия (1962 год),

Ливия (1962 год),

Объединённые Арабские Эмираты (1967 год),

Алжир (1969 год),

Нигерия (1971 год),

Эквадор (1973 год),

Габон (1975 год),

Ангола (2007 год).

В 1994 году из организации вышел Габон, а в 2008 году из картеля вышла Индонезия.

Штаб-квартира картеля находится в Вене, столице Австрии.

Добыча нефти странами-членами ОПЕК в 2013 году, тыс. баррелей в день (по данным ОПЕК):

Саудовская Аравия — 9,637;

Иран — 3,576;

Ирак — 2,980;

Кувейт — 2,922;

Объединённые Арабские Эмираты — 2,797;

Венесуэла — 2,786;

Нигерия — 1,754;

Ангола — 1,701;

Алжир — 1,203;

Ливия — 993;

Катар — 724;

Эквадор — 526.

www.aif.ru

определение, список стран, чем занимается организация

Термин ОПЕК появился с одновременным объединением ряда стран, ключевых игроков на экспортном нефтяном рынке, в единое сообщество. Задачей международного сообщества стало управление квотами на разработку нефтяных месторождений.

Что такое ОПЕК простыми словами

Понятие произошло от сокращенного наименования — The Organization of the Petroleum Exporting Countries (OPEC). Страны, включенные в список объединения, контролируют до 2/3 всех месторождений нефти, что позволяет диктовать условия остальным участникам рынка. По добыче на них выпадает до 35% объема — почти половина мирового экспорта нефтепродуктов.

Организация ОПЕК является ключевым партнером государств, экспортирующих нефть

Помимо контрольных функций, члены ОПЕК занимаются следующим:

  • Разработка единой политической линии по разработке нефтяных месторождений.
  • Поддержание предсказуемой стоимости нефтепродуктов.
  • Максимальная стабильность перевозок нефти к заказчикам.

Ключевым моментом является получение прибыли от вложений в нефтяную промышленность. Два раза в год руководящие лица по линии энергетики стран-участников встречаются для анализа всех произошедших на мировом рынке событий и составляют прогноз на будущее.

В состав ОПЕК вошли в первую очередь страны, экономика которых зависит от добычи нефти. Сырьевая база многих государств сильно израсходована, что вынуждает искусственно регулировать объемы экспорта, чтобы в будущем не оказаться без источника пополнения государственного бюджета.

История появления организации ОПЕК

Впервые с необходимостью расшифровки термина ОПЕК столкнулись в 1960-х годах XX века, когда было принято решение о создании данной организации. Это событие произошло в Багдаде при участии пяти развивающихся нефтедобывающих стран: Венесуэлы, Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана, Ирака. С сентября 1960 года началась история ОПЕК, состав которой со временем стал расширяться.

Концепция ОПЕК заключается в возможности контроля и регулирования цен на нефть.

Инициатива появилась по причине снижения закупочной цены на нефть в одностороннем порядке. Произошло это по единоличному решению руководства картели «Семь сестер», на который в то время приходился значительный процент нефтяного рынка. Так, отсутствие единого управленческого звена приводило к избытку сырья, что для добывающих компаний равнозначно убыткам.

Начиная с 1968 года, когда приняли Декларацию «О нефтяной политике стран — членов ОПЕК», деятельность стран-участников ОПЕК стала похожей на урегулированную и предсказуемую. Со временем организация лишь увеличивала влияние на мировом рынке и привлекала все больше государств, заинтересованных в повышении уровня контроля над собственными ресурсами и сырьем стран-конкурентов.

Какие страны входят в ОПЕК сегодня

Состав списка стран ОПЕК менялся преимущественно в сторону увеличения количества участников. Так, в 1960-х годах к сообществу присоединились Алжир, Индонезия, Катар, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты. В следующем десятилетии решение о входе в состав ОПЕК приняли страны: Нигерия, Эквадор, Габон.

В последний состав организации были включены государства:

  • Венесуэла.
  • Иран.
  • Ирак.
  • Кувейт.
  • Саудовская Аравия.
  • Ангола.
  • Индонезия.
  • Ливия.
  • ОАЭ.
  • Алжир.
  • Нигерия.
  • Катар.

Российская Федерация выступает лишь наблюдателем, оставаясь независимой от любых решений союза, но постоянно участвуя в общих обсуждениях. Принятие России в состав ОПЕК возможно, но для этого придется выполнить ряд условий вроде возврата партийных запасов золота Бухаресту, признания ошибки в поддержании режима Чаушеску.

Политика организации

С момента создания ОПЕК работает над улучшением благосостояния стран, участвующих в ней. Фактически было создано сообщество, позволяющее противостоять крупным игрокам, ранее представляющих настоящие монополии на нефтяном рынке. Для объединения появилась возможность противопоставлять совокупные интересы политике конкурентов, настаивать на развитии рыночной ситуации во благо небольших стран.

Планомерная работа над расширением влияния позволяет добиться стабильности цен.

Ключевыми направлениями политики ОПЕК являются:

  • Повышение справочных цен на нефть.
  • Рост налоговых ставок на прибыль с нефтедобычи.
  • Исключение разницы в справочных ценах различных государств, создаваемой из-за различного месторасположения источников сырья.

По сути, все мероприятия сводились и продолжают сводиться к устранению монополии со стороны крупных добытчиков. Последние не раз пытались разобщить участников ОПЕК и сохранить свое влияние, но появление единой политики стало для них весьма непосильным препятствием, и постепенно к организации стали прислушиваться.

Единственным недостатком сообщества является попытка приравнять условия работы на нефтяном рынке для всех участников независимо от личного вклада в общее дело. Иногда внешние политические интересы этих государств противопоставляются, приходится искать компромиссы уже внутри самой ОПЕК.

Структура ОПЕК

Помимо общего состава ОПЕК, важным является организационная структура. Система становится эффективной лишь при наличии четко определенной схемы принятия решений и точном определении ключевых фигур, участвующих в их разработке/озвучивании. Для ОПЕК высшим органом управления является Конференция. Она состоит из делегаций от стран-участников, главой которых обычно становится Министр энергетики или подобной государственной структуры.

Продуманная структура управления ОПЕК позволяет упростить процесс принятия решений

Сбор конференций объявляется два раза в год в штаб-квартире ОПЕК, расположенной в Вене. В экстренных случаях допускается внеочередная сессия, она собирается по просьбе большинства государств и с одобрения «Совета управляющих». Последние занимаются как оперативным управлением, так и составлением текущих докладов, проведением научных исследований, принятием решений о приеме новых членов, утверждением членов «Совета управляющих».

После утверждения состава «Совета управляющих» каждый его член получает двухлетний мандат, в течение данного срока он является полномочным исполнительным органом. По истечении указанного периода кандидатуры пересматриваются. В работе ОПЕК опирается на целый перечень комиссий. Такая схема позволяет избежать монополии при принятии ключевых решений, создает атмосферу объективности при обсуждении любых вопросов.

Что такое Корзина ОПЕК

С 1987 года появилось понятие Корзина ОПЕК (от англ. — OPEC Reference Basket). Его значение равно средневзвешенной цене основных сортов нефти, добываемых внутри «стран-участниц» (по одному от каждого представителя). Состав корзины систематически изменяется согласно смене списка участников и изменению тенденций на мировом рынке.

Последний среднеарифметический показатель корзины рассчитывался из сортов нефти следующих стран:

  • Алжир — сорт Saharan Blend.
  • Ангола — Girassol.
  • Эквадор — Oriente.
  • Иран — Iran Heavy.
  • Ирак — Basra Light.
  • Кувейт — Kuwait Export.
  • Ливия — Es Sider.
  • Нигерия — Bonny Light.
  • Катар — Qatar Marine.
  • Саудовская Аравия — Arab Light.
  • ОАЭ — Murban.
  • Венесуэла — Merey.

Исторический максимум стоимости корзины ОПЕК зафиксирован в 2008 году. Ценовая отметка в $140.73 за баррель нефти была достигнута 3 июля 2017 года, но впоследствии стоимость упала. На январь 2017 года она составила всего $52.91 за баррель. Перерасчет производится ежедневно по завершении очередного торгового дня на бирже.

При оценке корзины учитываются мировые запасы нефти, снижение резерва отдельных стран и изменения способов добычи. Но прогнозы до сих пор сохраняются прежними — уровень $60 за баррель в пятилетней перспективе. Резко изменить ситуацию сможет любое политическое, экономическое или природное явления. При сохранении тех же тенденций прогноз останется прежним.

Квоты ОПЕК

Одним из основных инструментов влияния ОПЕК на нефтяной рынок является назначение квот на добычу. По результатам общего решения обычно публикуются объемы (отдельно для каждой из стран), в итоге все стороны имеют возможность реализовать собственные интересы без нарушения прав остальных государств.

При обсуждении очередного изменения квот/сохранения прежних объемов учитывают:

  • Производственную мощность.
  • Исторические объемы производства.
  • Внутреннее потребление нефти.
  • Затраты на производство.
  • Население.
  • Зависимость от экспорта нефтяного сырья.
  • Наличие и размер внешнего долга.

Полностью данные о назначенных квотах ОПЕК не публикует. О распределении долей на мировом рынке можно судить преимущественно по докладам, озвучиваемым по итогам каждого календарного года. Из-за систематического изменения состава организации часть данных не рассматривается как объективный показатель.

Основные проблемы ОПЕК

Организация ОПЕК объединяет страны лишь по признаку наличия экспорта нефти, но у многих из них периодически возникают внутренние проблемы, мешающие исполнению требований по тем же квотам. Если Саудовская Аравия и все соседствующие с ней страны имеют высокий уровень жизни населения, малую заселенность территории, огромные запасы нефти с невысокой себестоимостью добычи, то Нигерия или Венесуэла постоянно испытывают проблемы с перенаселением и бедностью.

Влияние ОПЕК на мировом рынке высоко, его можно воспринимать в качестве весьма эффективного политического и экономического оружия. Контроль цен выгоден лишь при наличии единого мнения внутри организации, в последнее время этого не хватает. Это влияет на могущество сообщества — при охвате минимум трети всего объема добыча нефти негативно отражается на стабильности цен на сырье.

На протяжении практически пятидесяти лет ОПЕК удавалось сохранять единство между ее членами, но в последнее время появилось недоверие, разрушающее картель. При быстром развитии «добычи дешевой сланцевой нефти» в США и падении спроса в Азии на нефтяном рынке наблюдается неопределенность. Появляются сигналы о приближении еще больших проблем. Так, агрессия ИГИЛ на Ближнем Востоке оказывает подавляющее действие на международную экономику. Сокращение энергетического рынка приводит к недовольству участников ОПЕК, получающих раз за разом уменьшающиеся квоты.

ОПЕК и Россия

Отдельно рассматривается вопрос о взаимодействии ОПЕК и России. Стороны понимают, что ключевым моментом является стабильный рынок энергетики, но временное сотрудничество малоэффективно в направлении работ по росту предсказуемости цен на сырье. Несмотря на независимость РФ от ОПЕК, у нефтяного картеля с Россией много общего.

Когда в 1990-х годах ОПЕК пыталась увеличить рыночную стоимость нефти, стало ясно, что в результате она потеряет значительную часть нефтяного рынка, но этого позволить себе никто не может. В результате очередного собрания «Совета управляющих» было принято решение подключить независимых производителей, включая Россию, но польза от этого появилась лишь в 2000-х годах после «экономической войны».

В начале ОПЕК пыталась в ультимативной форме вынудить Россию снизить количество добываемой и экспортируемой нефти. Россия прислушалась (на словах) к мнению организации и уменьшила объемы экспорта, но на деле наша страна продолжала наращивать мощность добывающего сектора. После ряда последующих конфликтов и различных событий в мире вроде иракского кризиса было принято решение о сотрудничестве.

alpari.com

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)

 
Цели и задачи ОПЕК

 

Все двенадцать государств пребывают в глубочайшей зависимости от заработков собственной нефтяной индустрии. Наверное, единствен ная из государств, представляющая исключение, это Эквадор, кото рая получает значительные прибыли от туризма, леса, реализации газа и прочих сырьевых материалов. Для других государств ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого невысокого — 48 процентов в истории с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в Нигерии.

 

ОПЕК организована государствами нефтеэкспортерами для исполнения последующих главных целей и задач:

 

  • Координация и унификация нефтяной политики государств – членов;

 

  • Определение более действенных коллективных и личных средств охраны их интересов;

 

  • Внедрение нужных средств и методов обеспечивания устойчивости расценок на крупном рынке нефти;

 

  • Охрана интересов государств – изготовителей нефти методом обеспечивания им стойких прибылей;

 

  • Обеспечивание действенного, постоянного и выгодного снабжения нефтью государств – покупателей;

 

  • Обеспечивание получения объективных прибылей инвесторами от финансовложений в нефтяную промышленность;

 

  • Обеспечивание охраны среды;

 

  • Совместная работа со государствами, которые не считаются членами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации крупного рынка нефти.

 

Сейчас члены организации держут под контролем приблизительно две третьих разведанных запасов нефти на планете. ОПЕК гарантирует 40% мировой добычи и половину крупного экспорта этого ценного сырья. Организация согласовывает политику нефтедобычи и крупное ценообразование на сырую нефть, также устанавливает квоты на размеры производства нефти. И невзирая на расхожее мнение, что время ОПЕК прошло, она как и раньше остается одним из более авторитетных глобальных инвесторов в нефтяной отрасли, характеризующих ее предстоящее становление.

 

 

Совместные трудности становления всех государств ОПЕК

 

Потому что большая часть, если не все из стран-участников ОПЕК считаются развивающимися государствами со схожим муниципальным приспособлением, со схожей культурой, идеологией, политикой, то конечно, что они все на тернистом пути становления встречают одинаковые преграды. В основном, эти все преграды соединены с закоренелым складом ума народа данных государств. Так как очень нелегко перейти к новому виду публичного устройства, не успев отвыкнув от тех устоев и обыкновений, которые укреплялись в сознании народа веками.

 

Одним из главных недочетов ОПЕК состоит в том, что она соединяет воединыжды державы, интересы которых часто обратны. Саудовская Аравия и др державы Аравийского полуострова относятся к количеству малонаселенных, но владеют огромными припасами нефти, большими вложениями в следствии рубежа и поддерживают очень тесные дела с западными нефтяными компаниями. Для иных входящих в ОПЕК государств, к примеру Нигерии, свойственны высочайшая численность народонаселения и бедность, они продадут дорогие программы финансового становления и имеют гигантскую задолженность.

 

2-ой, казалось бы, простой неувязкой считается очевидная «куда деть средства». Так как не всегда просто верно воспользоваться хлынувшим на страну дождем нефтедолларов. Монархи и правители государств, на которые обвалилось достояние, рвались применять его «во популярность личного народа» и потому затевали разные «стройки века» и прочие сходственные планы, которые никак невозможно именовать осмысленным инвестицией денег. Исключительно позже, как скоро прошла эйфория от первого счастья, как скоро немного охладился пыл вследствие падения тарифов на нефть и понижения муниципальных заработков, средства муниципального бюджета стали расходоваться наиболее уместно и хорошо.

 

Третьей, неувязкой считается компенсация научно-технической отсталости государств ОПЕК от основных государств мира. Так как к моменту сотворения организации некие из государств, входящих в ее состав, еще не отделались от пережитков феодального строя! Решением таковой трудности имела возможность быть убыстренная индустриализация и урбанизация. Введение новейших технологий в создание и, в соответствии с этим, жизнь жителей нашей планеты не прошло безо всяких следов для народа. Главными шагами индустриализации были национализация неких зарубежных фирм, к примеру АРАМКО в Саудовской Аравии, и интенсивное вербование частного капитала в промышленность. Это производилось методом многосторонней гос поддержки частному сектору экономики. К примеру, в этой же Аравии было сотворено 6 особых банков и фондов, которые оказывали помощь бизнесменам под гарантии страны.

 

 

4 неувязкой считается недостающая квалификация государственных кадров. Оказывается сотрудники в государстве оказались неподготовленными к введению свежих технологий и оказались неспособными обслуживать прогрессивные станки и оборудование, которое было поставлено на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, также иных заводах и предприятиях. Решением данной проблем стало вербование зарубежных профессионалов. Это было не так просто, как может показаться на первый взгляд. Так как скоро это породило массу противоречий, которые все усиливались с развитием сообщества.

 

Россия и ОПЕК

 

Начиная с 1998 года Россия считается наблюдателем в ОПЕК. За этот период времени стороны приобрели положительный навык партнерства. Сформировался многообещающий формат постоянных встреч российских министров с руководителями ОПЕК и сотрудниками из государств, входящих в данную компанию.

 

Сейчас ОПЕК просто идет на контакт не только лишь с официальными лицами российского топливно-энергетического комплекса, но и с вузами Рф, которые готовят проф кадры свежего уровня чтобы достичь желаемого результата сектора экономики.

 

Мир стоит перед опасностью «длительного нефтяного упадка» и обязан быть готов к тому, что стоимости на нефть станут высокими на протяжении долгого периода, сказал Международный валютный фонд. Это — самое внезапное из официальных предостережений, которые до сего времени звучали в масштабах длительных мониторингов для энергетических поставок.

 

Наша родина уделяет существенное внимание ситуации на нефтяных рынках не только лишь в контактах со государствами ОПЕК, но и во содействии с ключевыми странами-потребителями. Для Рф, это, сначала, европейские державы (в пределах 90 процентов экспорта нефти). Так, в масштабах Энергодиалога Рф и Евросоюза державы условились, а именно, вместе проанализировать вопрос о воздействии стратегических запасов нефти на стабилизацию нефтяного рынка.

 

Все державы ОПЕК присутствуют в глубочайшей зависимости от прибылей собственной нефтяной индустрии. Наверное, единственная из государств, представляющая исключение, это Индонезия, которая получает значительные прибыли от туризма, леса, реализации газа и прочих сырьевых которые были использованы. Для других государств ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого невысокого — 48 процентов в истории с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в Нигерии.

 

Из этого идет, что в отсутствии внешнего рынка говорить о развитии государств ОПЕК нет толку. Экспорт сырья, являясь главным источником заработка государств, «вытягивает» за собой и внутреннюю экономику. Из данного следует, что экономика стран-участников картеля напрямую находится в зависимости от глобальных тарифов на углеводородное сырье.

 

Вроде как, стоимости на нефть обязаны покрывать производственные издержки и главные опасности изготовителей. Если взглянуть под другим углом, расценки не могут оказывать негативного воздействия на становление мировой экономики и, а именно, обязаны разрешать осуществление вложений в становление нефтяной индустрии

 

 

ОПЕК и ВТО

 

Значение энергетики для финансового становления нереально переоценить, но этой неувязкой нередко третируют на уровне масштабных институтов, а нормы интернациональной торговли в энергетическом секторе фактически не срабатывают. Старания ВТО, к примеру, сначала концентрируются на преодолении барьеров для импорта, на тот момент как в области энергетики лимитирования в основном дотрагиваются экспорта.

 

В отличие от иных продуктов ископаемые виды горючего неповторимы. Они гарантируют огромную часть энергии во всем мире, хотя являют из себя окончательный ресурс. Опаски, связанные с нехваткой ресурсов, принуждают главных инвесторов принимать конструктивные меры, чтоб обеспечить доступ к источникам энергии. Может быть предстоящее обострение геополитических столкновений, в специфики с учетом мониторингов профессионалов о подъеме спроса на энергоресурсы на 50% к 2035 г., 80% данного роста обязаны покрыть ископаемые виды горючего.

 

Значимость ископаемых видов горючего для удовлетворения возрастающего спроса в странах-потребителях отражается и в значимости данных ресурсов для стран-экспортеров. Заключительные оценивают энергетику как принципиальный инструмент личного становления — во всех качествах данного понятия. Вследствие этого они нередко предпринимают шаги, противоречащие основам независимой торговли. Исключительность энергетики возрастает в связи растущей озабоченности, связанной с экологией. Страны, бравшие на себя обещания по сокращению выбросов, употребляют для производства другой энергии дотации и налоговые льготы, что противоречит основам независимой торговли и ВТО.

 

Нормы интернациональной энергетической торговли обязаны избегать последних подходов — как внедрения всех основ вольной торговли, так и однобокого муниципального либо регионального регулирования.

 

Рынок торговли квотами на выбросы углекислого газа, предусмотренный Киотским протоколом, — успешный пример масштабного контролирования над экологическими действиями при помощи рыночных устройств. Мировой энергетический рынок в общем просит столь же трудоемкого соединения вмешательства и регулировки. В особенности важно создание новейших организаций — к примеру, Интернационального энергетического форума, который обязан обеспечить диалог в области энергетики.

 

Одним из вероятных средств считается установление взаимосвязи меж ОПЕК и ВТО. Картель нефтепроизводителей работает на базе основ, противоречащих независимой торговле, потому возникновение либерального энергетического рынка неизбежно привело бы к роспуску данной организации. Хотя, невзирая на долголетние противоречия меж ОПЕК и ВТО, две организации считаются обязательными деталями прогрессивной экономики. ОПЕК играет главную роль в регулировке расценок и поставок горючего, на тот момент как ВТО — организация, которая остается центром притяжения для многосторонних торговых режимов.

 

Вопрос про то, чтоб интегрировать энергетику в систему многосторонней торговли средством установления взаимосвязи меж ОПЕК и ВТО, ни разу не ставился серьезно, хотя достойные внимания исследования на данную тему уже возникают.

 

ОПЕК обеспокоена высочайшими внутренними налогами на горючее, развитием повторяемых источников энергии в странах-потребителях, доступом на рынки энергетических услуг государств — членов ВАТО. Так же, ВТО тревожат количественные лимитирования экспорта со стороны ОПЕК, трудности поставок в энергетическом секторе и экспортные пошлины.

 

utmagazine.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАН-ЭКСПОРТЕРОВ НЕФТИ, ОПЕК | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи

ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАН-ЭКСПОРТЕРОВ НЕФТИ (ОПЕК) (Organization of Petroleum Exporting Countries, OPEC) – международная экономическая организация, объединяющая большинство ведущих стран-экспортеров нефти. Регулирует объем добычи и цену нефти на мировом рынке. Члены ОПЕК контролируют 2/3 мировых запасов нефти.

Штаб-квартира ОПЕК первоначально находилась в Женеве, позже перенесена в Вену. Дважды в год (не считая внеочередных событий) проходят конференции ОПЕК, на которых каждую страну представляет министр, отвечающий за добычу нефти. Помимо официальных конференций, министры проводят также неофициальные встречи. Главный объект переговоров – регулирование объемов добычи нефти. Основные решения принимаются по правилу единогласия (действует право вето, отсутствует право воздержания). Роль президента ОПЕК, возглавляющего организационную работу по проведению конференций и представляющего ОПЕК на различных международных форумах, исполняет один из министров стран-участниц. На 132-й внеочередной конференции ОПЕК в июле 2004 им был избран шейх Ахмад аль-Фахд ас-Сабах, министр нефтяной промышленности Кувейта.

В 2000-х доля 11-ти стран ОПЕК в мировой добыче нефти составляла примерно 35–40%, в экспорте – 55%. Это доминирующее положение позволяет им оказывать сильное влияние на развитие не только мирового рынка нефти, но и мировой экономики в целом.

ОПЕК в 1960–1970-е: путь к успеху.

Организация была создана в 1960 Ираном, Ираком, Кувейтом, Саудовской Аравией и Венесуэлой для координации их отношений с западными нефтеперерабатывающими компаниями. Как международная экономическая организация ОПЕК зарегистрирован в ООН 6 сентября 1962. К ОПЕК позже присоединились Катар (1961), Индонезия (1962), Ливия (1962), Объединенные Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973, вышел из ОПЕК в 1992) и Габон (1975, вышел в 1996). В результате организация ОПЕК объединила 13 стран (Табл. 1) и стала одним из главных участников мирового рынка нефти.

Страны ОПЕК
Таблица 1. СТРАНЫ ОПЕК В ПЕРИОД НАИВЫСШЕГО ВЗЛЕТА ИХ ВЛИЯНИЯ (1980)
Страны ВНП на душу населения, долл. Доля нефти в стоимости экспорта, % Добыча нефти, млн. т Доказанные запасы нефти, млн. т
Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) 25,966 93,6 83 4,054
Катар 25,495 95,2 23 472
Кувейт 19,489 91,9 81 9,319
Саудовская Аравия 14,049 99,9 496 22,946
Ливия 11,327 99,9 86 3,037
Габон 6,138 95,3 9 62
Венесуэла 4,204 94,7 113 2,604
Ирак 3,037 99,2 130 4,025
Алжир 2,055 91,7 51 1,040
Иран 1.957 94,5 77 7,931
Эквадор 1.203 54,1 11 153
Нигерия 844 95,3 102 2,258
Индонезия 444 72,1 79 1,276

Создание ОПЕК было вызвано стремлением стран – экспортеров нефти скоординировать усилия по предотвращению снижения мировых цен на нефть. Поводом для образования ОПЕК послужили действия «Семи сестер» – мирового картеля, объединявшего компании «Бритиш петролеум», «Шеврон», «Эксон», «Галф», «Мобил», «Ройал датч шелл» и «Тексако». Эти фирмы, контролировавшие переработку сырой нефти и продажу нефтепродуктов во всем мире, в одностороннем порядке снижали закупочные цены на нефть, исходя из которых они выплачивали подоходные налоги и роялти (арендную плату) за право разработки природных ресурсов нефтедобывающим странам. В 1960-х на мировых рынках существовало избыточное предложение нефти, и первоначально целью создания ОПЕК являлось согласованное ограничение нефтедобычи для всего лишь стабилизации цен.

В 1970-х под влиянием бурного развития транспорта и строительства ТЭЦ мировой спрос на нефть резко вырос. Теперь нефтедобывающие страны могли согласованно повышать рентные платежи нефтедобытчиков, значительно увеличивая свои доходы от экспорта нефти. При этом искусственное сдерживание объемов добычи нефти вело к росту мировых цен (табл. 2).

Динамика текущих цен и рентных платежей за эталонную нефть
Таблица 2. ДИНАМИКА ТЕКУЩИХ ЦЕН И РЕНТНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ЭТАЛОННУЮ НЕФТЬ*
Годы Текущие продажные цены, долл. за баррель Рентные платежи (роялти плюс подоходный налог)
1960 1,50 0,69
1965 1,17 0,78
Февраль 1971 1,65 1,19
Январь 1973 2,20 1,52
Ноябрь 1973 3,65 3,05
Май 1974 9,55 9,31
Октябрь 1975 11,51 11,17
* Эталонной нефтью считается нефть из Саудовской Аравии. Нефть других стран пересчитывается в эталонную в зависимости от топливной ценности.

В 1973–1974 ОПЕК удалось добиться резкого роста мировых цен на нефть в 4 раза, в 1979 – еще в 2 раза. Формальным поводом для взвинчивания цен послужила Арабо-израильская война 1973: демонстрируя солидарность в борьбе с Израилем и его союзниками, страны ОПЕК на некоторое время вообще прекратили им отгрузку нефти. Из-за «нефтяного шока» кризис 1973–1975 оказался самым тяжелым мировым экономическим кризисом за весь период после Второй мировой войны. Сформировавшись и укрепившись в борьбе с нефтяным картелем «Семь сестер», ОПЕК сам стал сильнейшим картелем на мировом рынке нефти. К началу 1970-х на долю его членов приходилось примерно 80% достоверных запасов, 60% добычи и 90% экспорта нефти в несоциалистических странах.

Вторая половина 1970-х стала пиком экономического процветания ОПЕК: спрос на нефть оставался высоким, взлетевшие цены приносили колоссальные прибыли странам-экспортерам нефти. Создавалось впечатление, будто это процветание будет длиться много десятилетий.

Экономический успех стран ОПЕК имел сильное идеологическое значение: казалось, что развивающимся странам «бедного Юга» удалось добиться перелома в борьбе с развитыми странами «богатого Севера». Успех ОПЕК наложился на подъем исламского фундаментализма во многих арабских странах, что еще более повышало статус этих стран как новой силы мировой геоэкономики и геополитики. Осознавая себя представителем «третьего мира», в 1976 ОПЕК организовал Фонд международного развития ОПЕК – финансовый институт, оказывающий помощь не входящим в ОПЕК развивающимся странам.

Успех этого объединения побудил другие страны «третьего мира», экспортирующие сырьевые товары (медь, бокситы и т.д.), попытаться использовать их опыт, тоже скоординировав свои действия для повышения доходов. Однако эти попытки оказывались, как правило, малоудачными, поскольку на другие сырьевые товары не было такого высокого спроса, как на нефть.

ОПЕК в 1980–1990-х: тенденция к ослаблению.

Экономический успех ОПЕК оказался, однако, не очень устойчивым. В середине 1980-х мировые цены на нефть упали почти вдвое (Рис. 1), резко сократив доходы стран ОПЕК от «нефтедолларов» (Рис. 2) и похоронив надежды на долгое процветание.

Ослабление ОПЕК было вызвано двумя группами причин – относительным снижением спроса на нефть и ростом ее предложения.

С одной стороны, «нефтяной шок» стимулировал поиск новых источников энергии, не связанных с нефтедобычей (в частности, строительство АЭС). Широкое внедрение энергосберегающих технологий вообще привело к гораздо более медленному росту спроса на энергоресурсы, чем ожидалось. С другой стороны, система квотирования добычи нефти членами ОПЕК оказалась неустойчивой – она подрывалась и извне, и изнутри.

Некоторые страны, которые тоже являлись крупными экспортерами нефти, в ОПЕК не вошли – это Бруней, Великобритания, Мексика, Норвегия, Оман и, самое главное, СССР, обладающий, согласно некоторым оценкам, вторыми в мире по величине потенциальными запасами нефти. Эти страны выигрывали от инициированного ОПЕК роста мировых цен, но они не подчинялись его решениям об ограничении нефтедобычи.

Внутри самого ОПЕК единство действий часто нарушалось. Органической слабостью ОПЕК является то, что она объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, однако обладают громадными запасами нефти, получают крупные инвестиции из-за рубежа и поддерживают тесные отношения с «Семью сестрами». Для некоторых других входящих в ОПЕК стран, например Нигерии и Ирака, характерны высокая численность населения и бедность, они реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют высокую внешнюю задолженность. Эти страны вынуждены для получения валютных доходов добывать и продавать как можно больше нефти, особенно если цены на нее снижаются. Различается и политическая ориентация стран ОПЕК: если Саудовская Аравия и Кувейт опирались на поддержку США, то многие другие арабские страны (Ирак, Иран, Ливия) проводили антиамериканскую политику.

Разлад между странами ОПЕК отягощается политической нестабильностью в зоне Персидского залива. В 1980-х Ирак и Иран довели добычу нефти до максимального уровня, чтобы оплачивать расходы на войну друг с другом. В 1990 Ирак вторгся в Кувейт, попытавшись присоединить его, но война в Персидском заливе (1990–1991) завершилась поражением Ирака. К агрессору были применены международные торговые санкции, которые резко ограничили способность Ирака экспортировать нефть. Когда в 2003 Ирак оккупировали американские войска, это вообще вывело эту страну из числа самостоятельных участников мирового нефтяного рынка.

В результате влияния перечисленных факторов ОПЕК потерял роль главного регулятора мировых цен на нефть и стал лишь одним (хотя и очень влиятельным) из участников биржевых торгов на мировом нефтяном рынке (Табл. 3).

Эволюция механизма ценообразования нефти
Таблица 3. ЭВОЛЮЦИЯ МЕХАНИЗМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ НЕФТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 20 в.
Характеристики рынка Этапы развития мирового нефтяного рынка
До 1971 1971–1986 После 1986
Принцип ценообразования Картельный Конкурентный
Кто устанавливает цену Картель нефтепе-рерабатывающих корпораций “Семь сестер” 13 стран ОПЕК Биржа
Динамика спроса на нефть Устойчивый рост Чередование роста и снижения Замедленный рост

Перспективы развития ОПЕК в 21 в.

Несмотря на трудности контроля, цены на нефть на протяжении 1990-х оставались относительно стабильными по сравнению с теми колебаниями, которые они испытывали в 1980-х. Более того, с 1999 цены на нефть вновь пошли вверх. Основной причиной изменения тенденции явились инициативы ОПЕК по ограничению добычи нефти, поддержанные другими крупными нефтедобывающими странами, имеющими в ОПЕК статус наблюдателей (Россия, Мексика, Норвегия, Оман). Текущие мировые цены на нефть в 2005 достигли исторического максимума, превысив 60 долл. за баррель. Однако с поправкой на инфляцию они остаются все же ниже уровня 1979–1980, когда цена в современном выражении превышала 80 долл., хотя и превосходят уровень 1974, когда цена составляла в современном выражении 53 долл.

Перспектива развития ОПЕК остается неопределенной. Одни полагают, что организации удалось преодолеть кризис второй половины 1980-х – начала 1990-х. Конечно, прежней экономической силы, как в 1970-е, ей не вернуть, однако в целом у ОПЕК остаются благоприятные возможности для развития. Другие аналитики считают, что государствам ОПЕК вряд ли удастся в течение долгого времени соблюдать установленные квоты нефтедобычи и четкую единую политику.

Важный фактор неопределенности перспектив ОПЕК связан с неясностью путей развития мировой энергетики как таковой. Если будут достигнуты серьезные успехи в использовании новых источников энергии (гелиоэнергии, атомной энергии и т.д.), то роль нефти в мировой экономике уменьшится, что приведет к ослаблению ОПЕК. Официальные прогнозы, однако, чаще всего предсказывают сохранение нефти как главного энергоресурса планеты на ближайшие десятилетия. Согласно докладу Международный энергетический прогноз – 2004, подготовленному информационным управлением при Министерстве энергетики США, спрос на нефть будет расти, так что при существующих запасах нефти нефтяные месторождения истощатся примерно к 2050.

Еще один фактор неопределенности – это геополитическая ситуация на планете. ОПЕК сложился в ситуации относительного баланса сил капиталистических держав и стран социалистического лагеря. Однако в наши дни мир стал более монополярным, но менее стабильным. С одной стороны, многие аналитики опасаются, что США как «мировой полицейский» может начать применять силу в отношении тех, кто проводит экономическую политику, не совпадающую с интересами Америки. События 2000-х в Ираке показывают, что эти прогнозы имеют основания. С другой стороны, рост исламского фундаментализма может усилить политическую нестабильность на Ближнем Востоке, что тоже ослабит ОПЕК.

Поскольку Россия является крупнейшей нефтеэкспортирующей страной, не входящей в ОПЕК, периодически обсуждается вопрос о вхождении нашей страны в эту организацию. Однако эксперты указывают на расхождение стратегических интересов ОПЕК и России, которой выгоднее оставаться самостоятельно действующей силой на рынке нефти.

Последствия деятельности ОПЕК.

Высокие доходы, полученный странами ОПЕК от нефтеэкспорта, оказывают на них двойственное влияние. С одной стороны, многим из них удается повысить уровень жизни своих граждан. С другой стороны, «нефтедоллары» могут становиться фактором, замедляющим экономическое развитие.

Среди стран ОПЕК, даже самых богатых нефтью (табл. 4), нет ни одной, которой бы удалось стать достаточно развитой и современной. Три арабские страны – Саудовскую Аравию, ОАЭ и Кувейт – можно назвать богатыми, но нельзя назвать развитыми. Показателем их относительной отсталости служит хотя бы тот факт, что во всех трех до сих пор сохраняются монархические режимы феодального типа. Ливия, Венесуэла и Иран находятся примерно на том же невысоком уровне зажиточности, что и Россия. Еще две страны, Ирак и Нигерию, следует считать по мировым стандартам не просто бедными, а очень бедными.

Страны, обладающие самыми крупными запасами нефти
Таблица 4. СТРАНЫ, ОБЛАДАЮЩИЕ В НАЧАЛЕ 2000-Х САМЫМИ КРУПНЫМИ ЗАПАСАМИ НЕФТИ
Страны Доля в мировых запасах нефти, % Доля в мировой добыче нефти странами-экспортерами, % ВВП на душу населения, тыс. долл.
Саудовская Аравия 27 16 13,3
Россия (не входит в ОПЕК) 13 15 7,1
Ирак 10 5 0,8
Объединенные Арабские Эмираты 10 4 20,5
Кувейт 10 4 18,7
Иран 9 7 6,0
Венесуэла 7 6 5,7
Ливия 3 3 7,6
Нигерия 2 4 0,9
США (не входит в ОПЕК) 2 0 34,3

Контраст между природными богатствами и отсутствием заметных успехов в развитии объясняется тем, что обильные запасы нефти (как и других «даровых» природных ресурсов) создают сильный искус заниматься борьбой не за развитие производства, а за политический контроль над эксплуатацией ресурсов. Когда в стране нет легкодоступных природных богатств, то доходы приходится добывать производительной деятельностью, блага от которой достаются большинству граждан. Если же страна щедро одарена природными ресурсами, то ее элита склонна больше заниматься рентоискательством, чем производством. Природные богатства могут, таким образом, превратиться в социальное бедствие – элита богатеет, а рядовые граждане прозябают в нищете.

Среди стран ОПЕК есть, конечно, примеры, когда природные богатства эксплуатируются относительно эффективно. Яркие примеры – это Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты. В этих странах текущие доходы от нефти не только «проедаются», но и откладываются в специальный резервный фонд будущих расходов, а также тратятся на подъем других отраслей экономики (например, туристического бизнеса).

Природные богатства сами по себе создают лишь потенциальную предрасположенность к рентоискательской деградации. У стран ОПЕК всегда остается возможность выбирать между легким путем паразитирования на природных ресурсах, ведущим к упадку в будущем, и трудным путем комплексного развития производства и модернизации социально-экономических отношений, обещающим в перспективе рост общего благосостояния.

Юрий Латов, Дмитрий Преображенский

www.krugosvet.ru

3.4. Опек

ОПЕК– организация стран нефтеэкспортеров. Создана в 1960 году. Изначально входило всего 5 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла. В последствии одна страна вышла и одну исключили.

В 1961 году присоединяется Катар, в 62 – Индонезия, Либия, в 67 – ОАЭ, в 69 – Алжир, 71 – Нигерия, 73 – Эквадор, но вышел в 1992, в 1975 году присоединяется Габон, а в 1994 он исключается.

Штаб-квартира ОПЕК в Вене.

Основные задачи организации.

  1. Координация и унификация нефтяной политики стран-участниц и определение оптимальных способов по защите их интересов.

  2. Определение путей и способов, обеспечивающих стабильность цен на мирововм рынке.

  3. Обеспечение устойчивых доходов стран-участниц.

  4. Эффективное снабжение нефтью стран потребителей

  5. Обеспечение инвесторам, направляющим свои средства в нефтяную промышленность справедливого дохода на вложенный капитал.

  6. Проведение добычи нефти с соблюдением междунароных экологических требований.

Структура управления ОПЕК

  • Главный орган – конференция. Глава из министерства, связанного с нефтью. Собирается конференция два раза в год (март и сентябрь). Могут быть внеочередные сессии в любое время одя. На конференции вырабатывается общая концепция деятельности.

  • Совет управляющих ( почти как совет директоров). Выполняет руководство организацией между сессиями, выполняет решения конференции.

  • Секретариат – исполнительный орган. Глава – Генан, который еще является секретарем конференции, организует и ведет ее

  • Так же существуют несколько комитетов и комиссий, организованные по функциональному признаку. Наиболее важной является экономическая комиссия.

Цели ОПЕК.

I. Главная цель создания ОПЕК – это достижение максимального дохода стран-участниц от торговли нефтью.

Для достижения этой цели необходимо сделать выбор: продавать нефть максимально дорого или максимально много. Цели стран не совпадают, так как неизвестно, сколько нефти много или мало. А так же во всех странах разное количество населения. Например, в Саудовской Аравии много нефти, и она не кончается быстро. Следовательно, страна не заинтересована в высоких ценах, так как при высоких ценах объем продажи снизится, другие страны начнут разрабатывать у себя новые места добычи. Существуют нетрадиционные источники нефти, например, сланцы, хотя они дорогие и сложны для добычи. Отсюда появляется много конкурентов. Население Саудовской Аравии маленькое и страна может себе позволить продавать

Для стран же, где месторождения нефти не очень большие, а добыча высокая , например, Норвегия чем выше цена на нефть, тем лучше, так как пока нефть не кончилась, лучше продать ее подороже.

В Нигерии запасы нефти относительно невелики, но население большое, поэтому экономика очень сильно зависит от экспорта нефти. Поэтому даже при маленькой цене на нефть страна будет ее продавать.

ОПЕК: страны-участницы – суверенные государства, которые имеют суверенные права на свои ресурсы и на распоряжение ими, поэтому действенного механизма регулирования цен через регулирование производства не существует. Каждая страна может нарушать указания по количеству добычи нефти. Скачки цен имеют негативное воздействие на все страны, так как после этого следует спад. После второго нефтяного шока спрос сильно снизился.

II. Забота о стабильности рынка уделяется первостепенное внимание.

Инструменты.

  1. Корзина нефтей – 7 видов сырой нефти из Алжира, Индонезии, Саудовской Аравии, ОЭА, Венесуэлы, Мексики (не член ОПЕК, но входит в корзину, так как традиционно взаимодействует), Нигерия (член ОПЕК, но постоянно в противоречиях) По определенным весам цену каждой нефти взвешивают и получают среднюю. Устанавливали целевые ориентиры – 18, 20 и теперь 25 долл.

  2. Ценовой коридор. Норма, если цена приблизительно 22-28 долл за баррель. Если цена в пределах, она правильная. Елис выходит за них, то возрастают или снижаются поставки нефти (если цена возрастает более 28 долл за баррель, то в течение 20 торговых дней подряд автоматически увеличивается добыча; если цена опускается ниже 22 долл за баррель, то снижают и добычу) Снижение или увеличение автоматически 500 тыс. баррелей в сутки. Коридор является ориентиром стабилизации цен по средством добычи.

  3. Индивидуальные квоты нефтедобычи. Носят как бы обязательный характер, но все имеют суверенитет. Чтобы цена не падала, все должны производить менее Х количество нефти. Четкий механизм картельного соглашения. Для Ирака нет лимитов, так как после санкций ООН, работает по другой схеме (нефть в обмен на продовольствие)

  4. Общий лимит по всему ОПЕК. Состоит из индивидуальных квот. Позволяет сбалансировать спрос и предложение на нефть. Обычно пределы превышаются, так как для некоторых стран сложно соблюдать лимит из-за сильной зависимости от экспорта нефти. Лимиты могут меняться на сессиях конференции.

— Ждут закрытия торгов на Нью-Йоркской бирже

— Всех заверяют в том, что согласны сотрудничать, учесть все требования, пожелания и т.д.

Сейчас очень высокая цена, так как существует высокий спрос. Основным источником спроса является Китай.

Существуют так же квоты увеличения или уменьшения добычи нефти пропорционально лимитам.

Почему именно ОПЕК может контролировать цены на нефть?

  1. ОПЕК – примерно 80% достоверных запасов нефти (23% – СА, 4/5 запасов мира)

  2. приблизительно 40% добычи нефти. Это относительно немного (в 73 году – 56%), цены выросли, а значит, другие могут развивать добычу.

  3. Примерно 10-11% нефтеперерабатывающих мощностей на территории ОПЕК и около 6% на других территориях.

  4. Небольшой, но существенный танкерный флот (около 4% мирового)

  5. Большие розничные сети торговли нефтепродуктами

  6. В целом достаточно низкие издержки на добычу. 1 баррель – около 1 доллара на добычу. В персидском заливе – от 1,5-2 доллара (с учетом всех стран)

  7. Большинство стран ОПЕК – богаты ( валютные и материальные запасы), что может позволить снизить добычу и жить на запасы.

  8. ОПЕК может легко увеличить производство, при этом затраты на наращивание относительно низкие в сравнении с другими странами. Дополнительный баррель обойдется в персидском заливе около 2 долларов, во всех странах ОПЕК около 5 долларов, в остальных странах, не входящих в ОПЕК около 12 долларов.

  9. Национализированная нефтяная промышленность и государство не собирается с этим активом расставаться. Государство принимает решения и их исполняет.

Крупнейшие экспортеры и импортеры нефти (2002)

Экспортеры

Импортеры

Страна

Доля, %

Страна

Доля, %

Саудовская Аравия

18,5

США

26,5

Россия

9,5

Япония

13,0

Венесуэла

7,5

Германия

6,2

Норвегия

7,5

Южная Корея

5,3

Иран

6,7

Франция

4,5

Ирак

5,1

Италия

4,4

Нигерия

5,0

Китай

3,7

ОАЭ

5,0

Испания

3,5

Кувейт

4,4

Индия

3,3

Мексика

3,8

Тайвань

2,2

Слабые стороны ОПЕК.

1. Разноречивые интересы. Не монополистическая организация. У некоторых стран (Нигерия – 97% экспорта нефти) высокая доля нефти в экспорте; другие страны могут снижать добычу нефти, например, Саудовская Аравия. Разница условий добычи нефти (у некоторых стран – дешево, у некоторых – дорого). У стран разный подход к ценам (если запасы небольшие, то страны хотят продавать по максимальной цене. Если же запасов много, то выгоднее продавать дешевле)

2. Не может контролировать спрос

3. Существует много экспортеров нефти, не входящих в ОПЕК: РФ, Австралия, Мексика, Египет, США (их доля в добыче около 60%, в экспорте – 45%,; экспорт нефтепродуктов – 75%)

4. Нефтеперерабатывающие мощности сосредоточены в развивающихся странах (у ОПЕК – 11%)

5. Существует международное энергетическое агентство, цель которого поставки нефти в кризисных ситуациях (было создано в рамках ОЭСР)

6. собственная экономика не в состоянии поглотить всю выручку. Необходимо правильно использовать деньги.

7. национальные кадры слабо квалифицированы. Необходимо привлекать иностранных специалистов.

studfiles.net

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) — РИА Новости, 10.09.2015

В настоящее время в ОПЕК входит 12 членов, с учетом изменений состава, произошедших в 2007 году — появления нового участника организации — Анголы и возвращения в организацию Эквадора, и в 2009 году — приостановки членства Индонезии.

Целью ОПЕК является координация и унификация нефтяной политики стран-членов для обеспечения справедливых и стабильных цен на нефть производителей, эффективных, экономичных и регулярных поставок нефти в страны-потребители, а также справедливую доходность на капитал для тех, кто инвестирует в промышленности.

Органами ОПЕК являются Конференция, Совет управляющих и Секретариат.

Высшим органом ОПЕК является Конференция государств-членов, созываемая два раза в год. Она определяет основные направления деятельности ОПЕК, решает вопрос о приеме новых членов, утверждает состав Совета управляющих, рассматривает доклады и рекомендации Совета управляющих, утверждает бюджет и финансовый отчет, принимает поправки к Уставу ОПЕК.

Исполнительный орган ОПЕК — Совет управляющих, образуемый из управляющих, которые назначаются государствами и утверждаются Конференцией. Данный орган несет ответственность за руководство деятельностью ОПЕК и за реализацию решений Конференции. Заседания Совета управляющих проводятся не реже двух раз в год.

Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, назначаемым Конференцией на три года. Данный орган осуществляет свои функции под руководством Совета управляющих. Он обеспечивает работу Конференции и Совета управляющих, готовит сообщения и стратегические данные, распространяет информацию об ОПЕК.

Высшим административным должностным лицом ОПЕК является Генеральный секретарь.

С 2007 года этот пост занимает Абдалла Салем аль-Бадри.

Штаб-квартира ОПЕК расположена в Вене (Австрия).

По текущим оценкам, почти 81% разведанных мировых запасов нефти приходится на страны-члены ОПЕК, при этом 66% от общих запасов стран ОПЕК сосредоточены на Ближнем Востоке.

Доказанные запасы нефти стран ОПЕК оцениваются в 1,206 триллиона баррелей.

Страны ОПЕК суммарно добывают в сутки 31,51 миллиона баррелей (данные по итогам июля 2015 года). Добыча ОПЕК достигла трехлетнего максимума. Показатель также превысил собственную заявленную квоту организации по добыче в 30 миллионов баррелей в день.

В 2014 году доля стран-участниц ОПЕК в мировой добыче нефти составила, по оценкам, 40,9%, в 2013 году — 43,4%.

В 2014 году средняя цена нефтяной «корзины» ОПЕК составила 96,29 доллара за баррель против 105,87 доллара в 2013 году. В 2012 году средняя цена «корзины» составила 109,45 доллара за баррель, в 2011 году — 107,46 доллара, в 2010 году — 77,45 доллара. Рекорд цены «корзины» был установлен 3 июля 2008 года — 140,73 доллара за баррель.

Средняя цена нефтяной «корзины» ОПЕК в августе 2015 года составляла 46,56 доллара за баррель, в целом в текущем году — 54,21 доллара (данные на 24 августа).

По данным Управления по энергетической информации США, в 2014 году страны ОПЕК суммарно заработали 730 миллиардов долларов от экспорта нефти, что на 11% меньше показателя 2013 года. Это самый низкий показатель с 2010 года. Главными сдерживающими факторами стали падение цен на нефть и сокращение объемов экспорта.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Нефтяная и газовая ОПЕК: цели и задачи организации. Справка

Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран – участников организации, поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения стабильных поставок нефти потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль.

Идеи о создании «газовой ОПЕК» были впервые высказаны в 2005 году. В апреле 2005 года на 5‑ой встрече министров стран-экспортеров газа в Порт‑оф‑Спейне участники форума пытались выработать механизмы, позволяющие установить более справедливые цены на газ. Была выдвинута идея о создании специальной организации с координационным центром в Дохе. Однако идея не была реализована из-за разногласий участников, а также определенного давления со стороны США и Евросоюза.

28 января 2007 года о создании газового картеля вновь заговорил духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи. На встрече с секретарем Совета безопасности России Игорем Ивановым он официально предложил России создать газовый картель по типу ОПЕК. Президент России Владимир Путин сразу не обозначил своей позиции, но во время своего визита на Ближний Восток в феврале 2007 года обсудил с эмиром Катара координацию действий в газовой сфере. Путин назвал инициативу о создании газового картеля интересным предложением. Идею поддержали эмир Катара и президент Венесуэлы Уго Чавес.

Ожидалось, что о создании «газовой ОПЕК» будет объявлено в апреле 2007 года на конференции стран‑экспортеров газа в столице Катара Дохе, однако такая перспектива вызвала резко негативную реакцию США и Евросоюза. Американский конгресс даже принял специальную резолюцию, в которой создание «газовой ОПЕК» квалифицируется как «угроза национальной безопасности США».

28 октября 2007 года на заседании комитета Форума стран‑экспортеров газа (ФСЭГ) в Дохе замминистра промышленности и энергетики РФ Анатолий Яновский принял к рассмотрению проект устава новой организации, который был направлен на согласование в профильные министерства и ведомства. Аналогичная работа прошла у всех членов ФСЭГ.

23 января 2008 года в Египте состоялось заседание комитета высокого уровня ФСЭГ, в работе которого приняли участие специалисты «Газпрома» и Минпромэнерго России. На встрече обсуждалась возможность превращения ФСЭГ из неформального клуба в более серьезную организацию, влияющую на газовый рынок. Однако в «Газпроме» решили, что проект требует значительной доработки, поскольку «необходимо учесть специфику газового бизнеса». В итоге окончательно согласование позиций участников ФСЭГ было отложено до следующего заседания комитета.

В октябре 2008 года Россия, Иран и Катар пришли к единогласию в вопросе о создании Организации стран–производителей и экспортеров газа – газовой ОПЕК. На состоявшемся по этому поводу трехстороннем заседании, которое прошло 21 октября 2008 года, присутствовали министр энергетики и промышленности Катара Абдалла бен Хамад аль‑Атыйя, министр нефти Ирана Голлям Хусейн Нозари и председатель правления компании «Газпром» Алексей Миллер.

Окончательный проект устава ФСЭГ должен быть согласован на заседании комиссии высокого уровня Форума стран‑экспортеров газа, которая запланирована на 26 ноября.

В настоящее время в работе ФСЭГ принимают участие Алжир, Боливия, Бруней, Египет, Индонезия, Иран, Ливия, Малайзия, Нигерия, Катар, Россия, Тринидад и Тобаго, ОАЭ, Венесуэла. В качестве наблюдателей в форуме также принимают участие Экваториальная Гвинея и Норвегия.

По материалам РИА Новости и официального сайта ОПЕК

ria.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *